Памятник «Самолет-штурмовик ИЛ-2»
«Черной смертью» называли гитлеровцы знаменитый бронированный штурмовик ИЛ-2, путевку в жизнь которому дал наш земляк, летчик-испытатель дважды Герой Советского Союза В. К. Коккинаки.
Для нашего народа штурмовик ИЛ-2 стал легендарным.
В годы Великой Отечественной войны он был самой «многотиражной» машиной в истории мирового самолетостроения.
Летом 1974 года, во время подводных киносъемок дна Черного моря в районе Сухой Щели, студенты Ворошиловградского машиностроительного института обнаружили неподалеку от берега на 17-метровой глубине остов самолета ИЛ-2.
7 августа 1974 года специалистами Новороссийской группы подводно-технических и аварийно-спасательных работ самолет был поднят со дна моря и установлен на Малой земле, на выставке «Боевая техника и оружие периода Великой Отечественной войны».
На снятой крышке аккумулятора студенты прочитали «8-й гвардейский штурмовой авиаполк, 2-я авиаэскадрилья». На винте сохранился номер самолета – 2440.
По этим сведениям, с помощью работников Центрального военно-морского архива было установлено, кто управлял штурмовиком и какова судьба его экипажа.
19 апреля 1943 года, в период тяжелых боев над плацдармом «Малая земля» штурмовик был сбит вражескими истребителями и упал в море.
Экипаж самолета погиб. Это были пилот гвардии майор Кузнецов Виктор Федорович и воздушный стрелок гвардии старший краснофлотец Решетинский Александр Васильевич.
Новороссийские журналисты приложили немало усилий, чтобы разыскать родственников погибших воинов. И они были найдены.
В скором времени в Новороссийске побывали жена летчика О. М. Кузнецова и ее сын офицер ВВС А. В. Кузнецов, сестры летчика – Елизавета Федоровна и Мария Федоровна, а также братья бортстрелка А. В. Решетинского – Михаил и Алексей.
Поднятый самолет на свежем воздухе стал быстро разрушаться. В 1974 году Новороссийским горисполкомом было принято решение о восстановлении штурмовика. В эту работу включился и наш земляк, заслуженный летчик- испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза В. К. Коккинаки.
12 декабря 1976 года комсомольцы судоремонтного завода приступили к восстановлению штурмовика.
По обшивке тела самолета установлено только заклепок более 15 тыс. Осенью 1978 года самолет был восстановлен.
Исполком городского Совета народных депутатов принял решение о строительстве специального крытого зала на Малой земле, где для осмотра и будет выставлен штурмовик ИЛ-2.
Проектные работы для будущего строительства выполнил коллектив управления главного архитектора города во главе с главным архитектором Г. Н. Наджаряном.
В процессе строительства от крытого зала отказались.
Полностью обновленный самолет установили на высоком бетонном пьедестале на Малой земле, на пересечении проспекта Ленина с улицей Героев-Десантников. 30 марта 1980 года штурмовик Ил-2, бывший экспонат музея истории города, стал памятником всем летчикам, сражавшимся в годы войны с фашистскими захватчиками в небе Кубани.